Содержание
Бакалавр за три года: реально ли это в Украине Комментарии: 3 УНИАН Эксперимент планируют начать на базе нового «президентского» университета.
На днях министр образования Украины Сергей Шкарлет обмолвился, что в планах правительства — перейти с 4-летнего на 3-летнее обучение на бакалавриате в украинских вузах. Шкарлет подчеркнул, что так делается в Европе, что студент должен быть внедрен в реальную работу одновременно с обучением, и вообще — выпускники украинских вузов должны показывать свою нужность работодателю. «Обучение ради обучения никому не нужно», — подчеркнул министр образования.
Можно, конечно, поспорить насчет того, кто кому больше нужен, если украинские студенты все чаще после получения диплома нацеливаются на выезд из страны и работу за границей, пока местные работодатели безуспешно ищут себе специалистов на родине. Означает ли сокращение обучения на бакалаврате, что студенты на год раньше покинут стены вузов и ринутся применять полученные знания в профессии? Ответ — нет, и дело не столько в вузах, сколько в средней школе.
«Только в связке с 12-летней школой»
Мы привыкли, что учеба в вузе длится обычно пять лет. Плюс дополнительный год магистратуры для тех, кто окончательно решил связать свою жизнь с наукой и начал писать научную диссертацию. До этого в школах учатся 11 лет. Итого процесс обучения занимает 16-17 лет (для бакалавров — 15 лет).
— Срок обучения не уменьшится. Если сокращать обучение на бакалаврате, то только при условии появления 12-летней средней школы в Украине, — говорит руководитель секретариата Национального агентства оценивания качества высшего образования Михаил Винницкий. — В таком тандеме трехлетний бакалаврат будет иметь смысл. А в связке с 11-летней средней школой — нет.
Давайте вспомним первый год обучения в вузе. Мало специальных дисциплин — много общеобразовательных: пара иностранных языков, физкультура, математика, язык и другие привычные школьные предметы…
— Значительная часть первого курса 4-летнего бакалавриата — это общеобразовательный компонент. Его можно сдвинуть в школу, на 12-й год обучения, и продолжать давать школьникам базовые, общие знания. Тогда обучение в вузе сразу начнется с получения знаний специализированных, — продолжает Михаил Винницкий.
Нужна ли математика филологу?
Тут, конечно, впору бы вспомнить «потрясающие» результаты внешнего независимого оценивания в этом году и задаться вопросом насчет качества «общеобразовательного компонента», но вывод все равно один: среднюю школу в любом случае надо менять. Но, увы, Новая украинская школа (НУШ) внедряется гораздо медленнее, чем должна, поэтому, как говорится, пока имеем то, что имеем.
А на Западе давно уже бакалавры учатся три года. Но там школьное образование может длиться и 12, и 13 лет. Зато в вузы студенты приходят уже не за продолжением школьного курса по базовым предметам, а за конкретными профессиональными знаниями.
— Я вспоминаю первый семестр своего филологического факультета. Языковые дисциплины у нас начались со школьных азов, также мы усиленно изучали историю и основы экономической теории, что нам, филологам, казалось странным. Как и лекции по кибернетике, к слову. Математики, слава Богу, не было, но зато были основы медицинских знаний и физкультура. Философию, религиоведение, этику мы изучали по одному семестру, и нам этих знаний не хватало. Мировая художественная культура вообще была спецкурсом по желанию, хотя филологам она необходима. Мы бы очень хотели выбирать сами себе образовательные модули, но приходилось довольствоваться тем, что есть: не особо нужными дисциплинами или нужными, но максимально усеченными, — говорит филолог Юлия Мишуненко, окончившая киевский вуз в начале 2000-х.
«В вузы идут за профессией»
Идея убрать из высшего профессионального образования год, отдав его на откуп школе, витает в Украине уже несколько лет, говорит эксперт по вопросам образования Украинского института будущего Николай Скиба.
— Действительно, в вузы идут за профессиональными знаниями и навыками. И было бы лучше, если бы студенты сами выбирали себе как можно больше модулей по специальности и формировали себе соответствующую образовательную программу, которая будет полезна им в их будущей профессиональной деятельности, — отмечает эксперт. — Если в Украине появится 12-летняя средняя школа, то дети, конечно, будут позже поступать в университет, но и раньше выходить оттуда.
Все эксперты сходятся в одном: программа обучения в вузе должна быть качественной и соответствовать профессиональным ожиданиям как студентов, так и работодателей. А последним было бы неплохо изменить свое отношение к своим сотрудникам, имеющим степень бакалавра.
Кто такой бакалавр?
В 2016 году в Украине исчезла такая квалификационная степень, как «специалист». Абитуриенты 2017 года, поступавшие на специалиста, были приравнены к магистрам — как и те, кто проучился пять лет в вузе до этого срока.
Одновременно с этим академическая степень бакалавра стала означать полное высшее профессиональное образование. Стереотипы о том, что бакалавр — это недоспециалист, развеялись в прах. Правда, не везде. Многие украинские работодатели до сих пор уверены, что студент с четырьмя годами высшего образования — всего лишь недоучка, и относятся к нему соответственно. В других странах, особенно в европейских, по чьему образцу и был выписан новый уровень украинского бакалавриата, с этим все нормально. Бакалавр — международная образовательная степень, которая признается наравне с магистерской, докторской и прочими. Но кажется, объяснять это работодателям должны все-таки не столько студенты, сколько просветители от министерств и профильных ведомств.
Пока же трехлетний бакалаврат планируется внедрить в так называемом «президентском вузе», а в будущем — и на всю сферу высшего образования в Украине. Действительно, назвать недоспециалистом выпускника столь выдающегося учебного заведения, как будущий «президентский вуз», у работодателей язык не повернется. А там и к другим бакалаврам, глядишь, привыкнут…