Содержание
Российские покупатели готовятся к наплыву автомобилей из Китая. Но это не единственная страна, которая способна заместить своими моделями привычные нам бренды
Техобслуживание подорожает в два раза: что будет с рынком автозапчастей Техосмотр 1 марта С 1 марта техосмотр заработал по новым правилам. Мы его прошли (неудачно) Рынок 2 марта «Цены не озвучиваем»: за сколько фактически сейчас продают машины Автокредиты 28 февраля «Остановят выдачу». Как повышение ставки ЦБ до 20% повлияет на авторынок
В условиях приостановки деятельности многих зарубежных брендов на территории России все сильнее встает вопрос альтернативы. Самый очевидный вариант — наращивание поставок из Китая, но есть и другие страны с собственным автопромом, которые пока не вводили санкции против России. Вот какие автомобили имеют шансы в скором времени оказаться на наших дорогах.
Iran Khodro
Автомобили этой марки уже продавались в России — речь о седанах Samand, построенных на платформе Peugeot 405 родом из конца 1980-х. В 2006 году они успеха не снискали, но с тех пор иранцы периодически обозначали желание вернуться, привозя свою продукцию на различные выставки: последний раз это было на «Интеравто» в 2021 году. Вполне возможно, что теперь, наконец, наступает подходящий момент.
Между прочим, Samand до сих пор в строю — производится он параллельно с более современной моделью Dena, построенной на той же технической базе. Кроме того, в линейке иранского производителя есть седанчик Runna, представляющий собой немного измененный Peugeot 206, а в прошлом году дебютировала еще и модель Tara, которую с некоторой натяжкой можно даже считать актуальной.
Iran Khodro Tara
Дело в том, что Iran Khodro Tara — это вариация на тему бюджетных седанов Peugeot 301 и Citroen C-Elysee: их производство стартовало в 2012 году и продолжается до сих пор. К слову, они также предлагались в России, но проиграли битву другим «бюджетникам». Технически Tara не представляет ничего особенного: передний привод, McPherson спереди, балка сзади, 1,6-литровый атмосферник на 113 сил, механика и автомат на выбор.
Iran Khodro Tara
Но выручить может привлекательный ценник: на выставке «Интеравто» в минувшем августе представители Iran Khodro говорили, что машина в максимальной комплектации будет стоить 1,1 млн руб. Разумеется, сегодня эта цель уже не реалистична, но для сравнения можно взять Hyundai Solaris: в августе 2021 года его топовая версия стоила 1,3 млн руб., а с тех пор официальные цены выросли примерно на 300 тысяч.
SAIPA
Второй заметный автопроизводитель Ирана также тесно связан с Францией: предприятие SAIPA было организовано в 1965 году для лицензионной сборки «Ситроенов», хотя за последующие десятилетия там выпускались автомобили Renault, Nissan, Opel и много какие еще, включая даже Cadillac. Сейчас в ассортимент компании входят китайские малолитражки Brilliance, а также несколько самостоятельных моделей.
SAIPA Ario
Самые свежие из них — седаны Shahin и Aria, построенные на модифицированной «платформе B», которую использовала Toyota до перехода на глобальную архитектуру TNGA. Таким образом, ближайший родственник этих «иранцев» — Toyota Yaris, хотя очевидных параллелей не прослеживается ни в дизайне, ни в оформлении интерьера.
SAIPA Shahin
Есть и кое-что попроще — субкомпактная SAIPA Saina, по сути продукт глубокого рестайлинга модели SAIPA Tiba (построена на древней «тележке» Kia Pride, пусть и со множеством модификаций). Двигатель, к слову, тут тоже сделан по корейской лицензии — это старая 1,5-литровая «четверка» мощностью 88 л.с. Иными словами, перед нами что-то вроде Lada Granta, только по-ирански.
Tata Motors
Вторая воздержавшаяся от санкций страна с достаточно хорошо развитым автопромом — это Индия, где есть сразу два крупных концерна. В России (да и в мире) лучше знают Tata: эта компания в свое время выпустила модель Nano, носившую титул самой дешевой машины планеты при изначальной цене всего в 1500 долларов. А еще «Тате» принадлежат Jaguar и Land Rover: индийский производитель по сути спас британцев от банкротства, при этом сохранив их самостоятельность
Tata Punch
При этом собственных моделей у компании хоть отбавляй: актуальная линейка состоит из трех легковушек и четырех кроссоверов, не считая электромобилей. Самым ярким стоит признать компактный хэтчбек Altroz с динамичным и даже дерзким дизайном.
Хотя в российских реалиях актуальнее будет мини-кроссовер Tata Punch, построенный на той же платформе и дизайном напоминающий Renault Kwid. В длину машинка не достигает даже четырех метров, поэтому трехцилиндрового 85-сильного мотора ей должно вполне хватать, но главное здесь цена: за базовую версию в Индии просят 550 тысяч рупий, то есть около 760 тыс. руб. по текущему курсу.
Tata Harrier
На другом полюсе — кроссовер Tata Harrier, который может стать заменителем Jaguar Land Rover. Дело в том, что в основе здесь платформа D8, на которой построены Evoque и Discovery Sport первого поколения, а также Jaguar E-Pace.
Правда, мотор неожиданный — это лицензионный двухлитровый дизель Multijet мощностью 140 лошадиных сил, разработанный итальянцами из Fiat. Да и фирменного полного привода JLR в «Харриере» не найти: ради удешевления заднюю многорычажку поменяли на скручивающуюся балку, а ведущие колеса оставили только спереди. Зато цены, в пересчете на рубли, начинаются от двух миллионов, а за семиместную разновидность под названием Tata Safari просят на 100 тысяч больше.
Mahindra
Чуть дешевле, от 1,8 млн руб. по текущему курсу, в Индии стоит кроссовер Mahindra XUV700, представленный только в прошлом году. По размерам (4,7 метра от носа до хвоста) он сопоставим с Tata Safari и играет в том же классе, что Nissan X-Trail и Mitsubishi Outlander. Причем полный привод здесь предусмотрен, а линейка двигателей и вовсе вызывает уважение: доступен бензиновый двухлитровый турбомотор мощностью 200 л.с. или дизель 2.2 (155 либо 185 сил).
Mahindra XUV700
Есть и младшая модель XUV300 — как и Tata Punch, она вписана в габаритную длину меньше четырех метров из-за особенностей индийского налогообложения. Четырех ведущих здесь не дают, зато двигатели бодрые, по крайней мере на бумаге: 1,5-литровый дизель на 115 л.с. и 110-сильная бензиновая «турботройка» 1.2. Цены тоже весьма привлекательные — от 1,1 до 1,5 млн в рублевом эквиваленте.
Mahindra XUV300
Надо отметить, что к кроссоверам Mahindra пришла совсем недавно, а основу линейки составляли различные вариации на тему Jeep Willys, которые производились в Индии еще с 1949 года.
Вот и аналог современного «Рэнглера» в арсенале имеется — это рамный внедорожник Thar, который ничего не стоит с пяти шагов перепутать с американским прообразом. Просят за него 1,4 млн рупий, то есть около 2 млн руб., а в комплекте дают те же двигатели, что у XUV700.
Mobius Motors
Примерно в той же лиге выступает и компания Mobius из… Кении. В свое время она попала на новостные радары с планами сделать ульрабюджетный внедорожник ценой всего 6 тысяч долларов, но по мере подготовки к производству конструкция дорабатывалась. В итоге сейчас модель Mobius 2 стоит как минимум 1,5 миллиона кенийских шиллингов.
Сколько это в рублях? Примерно столько же. При этом внедорожник максимально незатейлив: пространственная рама, исключительно задний привод (неразрезной мост подвешен на рессорах), пятиступенчатая «механика» и бензиновый атмосферник 1.8, развивающий 133 л.с.
Mobius II
Есть, впрочем, и более продвинутый внедорожник Mobius 3 — не считая оформления передней части, он беззастенчиво копирует Jeep Wrangler и по общей концепции, и в деталях. Здесь все намного серьезнее: полный привод, шестиступенчатый «автомат», двухлитровый наддувный мотор, развивающий 220 сил, пружинная подвеска на обеих осях — и даже по-рэнглеровски разборный кузов.
Удовольствие недешевое, от четырех миллионов шиллингов (или рублей, как удобнее). Столько же в докризисной России просили за настоящий Wrangler — только шансы, что он останется на нашем рынке, выглядят весьма туманно.
Togg
В нынешнем году на заводе в городе Гемлик должно начаться производство автомобилей марки Togg. Это масштабный и амбициозный проект «турецкого национального автомобиля», в который вложились сразу шесть компаний — начиная от производителя напитков Anadolu, известного по бренду Efes, до сотового оператора Turkcell.
К созданию дебютной модели, которой станет электрический кроссовер, подошли основательно: например, первые версии дизайна рисовало ателье Pininfarina, а за финальный облик отвечал Мурат Гюнак, успевший поработать над Mercedes-Benz SLK, Peugeot 307 и 607, VW Golf пятого поколения и другими известными автомобилями.
Togg
Технические данные пока не обнародованы, но, согласно задумке создателей, Togg — это не просто автомобиль, а часть экосистемы, в которой живет современный человек. Соответственно, анонсирована тесная интеграция с современными телекоммуникационными сервисами, взаимодействие с функциями «умных домов» и многое другое.
В перспективе на модульной электрической платформе планируется построить пять различных моделей, от городских хэтчбеков до минивэнов. Ну а дизайн компактного кроссовера еще в 2020 году был запатентован в России. Так что если сам проект, в который инвесторы вложили 3,2 млрд долларов, состоится, то, возможно, мы увидим «турецкий национальный автомобиль» и на наших дорогах.
- Дешевые машины, которые могут спасти российский рынок. Список и цены
- Вместо «Октавии» и «Тигуана»: на какие машины могут пересесть россияне
- BMW и Audi нашли замену: 7 дорогих автомобилей, которые придут в Россию