Содержание
Водитель узнал о четырех ошибочных лишениях прав через «Госуслуги»
После установки приложения «Госуслуги Авто» водитель узнал, что уже четыре раза подряд лишен водительского удостоверения. Как могла возникнуть такая ошибка и что делать автомобилистам, которые попали в такую ситуацию
Фото: Shutterstock Что значит режим повышенной готовности для водителей: кого точно проверят Штрафы 19 декабря 2022 Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица Закон и ПДД 3 июля Остановка под знаком «Стоянка запрещена»: в каких ситуациях это допустимо Водительские права 27 июня Госдума приняла новые правила получения водительских прав
В редакцию Autonews.ru обратился водитель из Санкт-Петербурга по имени Михаил (имя изменено), который рассказал о том, что в приложении «Госуслуги Авто» размещены ошибочные сведения, из которых следует, что он лишен права управления транспортными средствами. При этом водитель говорит, что не совершал правонарушений, а со стороны ГИБДД претензий к нему не было. Напомним, что сейчас ведется работа над тем, чтобы снять с водителей обязанность иметь при себе физические водительские удостоверения и разрешить предъявлять вместо них QR-код в приложении «Госуслуги Авто». Autonews.ru разобрался, как такая ошибка могла произойти.
Лишен от Белгорода до Благовещенска
По словам Михаила, установить приложение «Госуслуги Авто» он решил из интереса, в том числе после прочтения материала Autonews.ru о том, что в будущем это приложение на телефоне заменит физические права. Регистрация прошла без каких-либо проблем, и никакой информации о лишении прав поначалу не отображалось.
Спустя некоторое время Михаил решил продемонстрировать «новые технологии» приятелю и убедить его в том, что в скором времени возить с собой водительское удостоверение будет необязательно. Войдя в приложение, он обнаружил, что лишен права управления транспортным средством на 18 месяцев, причем уже четвертый раз подряд.
Фактически череда лишений тянулась за Михаилом с 2015 года, и почти сразу после того, как срок лишения заканчивался, в силу вступало новое. В распоряжении Autonews.ru есть скриншоты приложения.
Удивляет география судов, принимавших решения о лишении прав. Это Брянск и Белгород на западе России, Ивановская область в центральной части страны и даже дальневосточный Благовещенск. По словам Михаила, во всех этих областях в указанные сроки совершения правонарушений он даже не был.
При этом никаких претензий со стороны собственно ГИБДД к нему не возникало. В декабре 2022 года, когда согласно приложению «Госуслуги Авто» Михаил был лишен прав, он благополучно поменял водительское удостоверение с истекшим сроком действия в ГИБДД, а за последние три года был трижды остановлен автоинспекторами для проверки документов, и ни разу к нему не возникло каких-либо претензий.
По словам Михаила, сразу после обнаружения информации о лишении прав он позвонил в службу поддержки «Госуслуги Авто» и, потратив немало времени на общение с ботом, смог связаться с «живым» оператором. Последний настоял на том, что данные автоматически поступают из ГИБДД и ошибки сервиса быть не может.
После этого Михаил уже на сайте ГИБДД проверил свое водительское удостоверение и убедился, что за ним не значится не только никаких лишений, но и штрафов. Сделав скриншот на сайте ГИБДД, он вновь направил эту информацию в службу поддержки «Госуслуги Авто», после чего из приложения внезапно исчезла вся информация о лишениях его прав.
«При этом на мое последнее обращение никто не ответил, не извинился, не объяснил, что произошло. Просто убрали информацию о том, что я лишен права управления транспортным средством, и все», — рассказал Михаил.
Как это могло случиться. Версия первая
Autonews.ru обратился за комментарием в Минцифры, которое отвечает за работу приложения «Госуслуги Авто», и в ГИБДД. В Минцифры ответили, что они являются лишь операторами, своими базами данных не располагают и в приложении лишь отображают данные, поступающие от других ведомств, в данном случае из ГИБДД. В ГИБДД за запрос Autonews.ru на момент написания заметки не ответили.
При этом в Минцифры признали, что в основной базе ГИБДД могли содержаться корректные данные, но настаивают, что к ним от Госавтоинспекции, вероятно, поступила ложная информация, что и вызвало ошибку в случае с конкретным водителем.
По мнению юриста и автоэксперта Катерины Соловьевой, ошибка все же могла возникнуть на стороне «Госуслуг», при этом эксперт отметила, что такие неприятности всегда быстро устраняются.
«Именно с «Госуслуги Авто» подобных случаев в моей практике пока не было, но к самим базам и «Госуслугам» вопросы возникали и прежде. Это не прозрачный сервис, за ним нет общественного контроля, так что понять, из-за чего возникают сбои, не так просто, и сбои ли это. Иногда складывается впечатление, что сотрудники сервиса при попытках внедрения нового функционала просто временно то ли приписывают случайным людям нарушения, которых не было, смотрят, как это отображается в системе, а затем все удаляют, то ли происходит путаница при интеграции баз данных», — говорит Соловьева.
Юрист вспомнила, что в свое время, когда контроль за использованием ремней безопасности с помощью камер осуществлялся в качестве эксперимента, к ней обращались клиенты, к которым уже начали приходить подобные штрафы на «Госуслуги», хотя официально эта система еще не была запущена. Тогда спустя короткое время штрафы на сервисе удалялись автоматически и обжалования не требовалось.
Основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, который специализируется на юридической поддержке инспекторов ГИБДД, предположил, что в базе ГИБДД при внесении данных о водителе произошел сбой. По просьбе Autonews.ru он изучил данные о лишениях и отметил, что на сайте ГИБДД права этого автомобилиста значатся как действующие.
«Тем, кто попал в подобную ситуацию, не нужно бояться проблем и нужно сразу писать обращения в ГИБДД и на «Госуслуги». Рассказать, что произошел сбой или данные задвоились с тезками», — отметил Ильинов.
С тем, что возможен и человеческий фактор, согласен и специалист в области IT Кирилл Островский.
«Если данные вводятся вручную, всегда существует вероятность ошибки. Оператор может случайно ввести неправильные данные или записать информацию о лишении водительских прав несколько раз. Нельзя исключать и злонамеренные действия. Хотя это менее вероятно, всегда существует шанс, что данные были изменены или повреждены злонамеренно», — говорит эксперт.
О ручном вводе предупреждает и Соловьева. По ее словам, в случае с лишениями информацию в базу всегда вносит конкретный сотрудник ГИБДД, и в теории он может, начав ввод, выбрать верхнего из списка однофамильцев, не долистав до настоящего нарушителя.
Версия вторая: ошибки в базе ГИБДД
Два программиста, с которыми побеседовал Autonews.ru, на условиях анонимности выразили мнение, что база данных ГИБДД, на которую ссылаются в Минцифры, сама по себе не лишена ошибок.
«База ГИБДД одна из самых проблемных среди тех, что существуют в различных госструктурах», — говорит один из ведущих специалистов в крупной IT-компании.
Другой собеседник Autonews.ru, который много лет работает ведущим программистом баз данных в коммерческих организациях, описывает проблему так: «Базы государственных служб, например ГИБДД или налоговой, на мой взгляд, работают очень «криво».
Также собеседник предположил, что проблема могла возникнуть на этапе синхронизации баз данных регионов ГИБДД.
«В базах данных синхронизация идет не по фамилии, имени и отчеству и даже не по номеру водительского удостоверения, а по внутреннему идентификатору. В качестве примера можно привести ИНН в налоговой. В ГИБДД должен быть свой аналог такого идентификатора, по которому синхронизируются базы. На практике, если все сделано криво, один и тот же индикатор может быть присвоен двум разным водителям в разных регионах или у одного водителя быть два индикатора», — говорит программист.
Первый источник добавляет: «Не исключаю, что в тех регионах, где произошли лишения прав, ездит однофамилец этого водителя. И когда данные вводили в базу, выше по списку оказался именно этот автомобилист, которому так повезло. Или же кто-то использует поддельные права этого гражданина».
Допускает такое и Островский.
«Программное обеспечение может содержать ошибки или баги, которые приводят к некорректной обработке или дублированию данных. Плюс «Госуслуги» могут интегрироваться с другими государственными и негосударственными системами. Если в процессе передачи данных между системами произошла ошибка, это может привести к некорректным записям. Редко, но иногда проблемы с серверами или другим аппаратным обеспечением могут привести к потере данных или к их некорректной записи», — перечисляет эксперт.
Как избежать проблем
В случае с Михаилом ошибку удалось устранить еще до того, как электронные права приравняли к обычным, причем достаточно оперативно. По словам Соловьевой, как правило, так и происходит.
При этом юрист отмечает, что чаще возможны варианты, когда в систему с задержкой поступает информация об уплате штрафов или об окончании срока лишения прав на управление транспортным средством. В этом случае юрист советует некоторое время возить с собой все бумаги, которые свидетельствуют об уплате штрафов и окончании срока действия лишения водительского удостоверения, чтобы у сотрудников ГИБДД не возникало лишних вопросов
- Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица
- Водителю пришло два штрафа за 18 секунд. Разве такое возможно
- Камеры начнут наказывать водителей за шум. Как будут штрафовать