Ученые Клермонтского университета выявили связь между повышенной щедростью в старости и нейромедиатором окситоцином. Пожилые люди с повышенным уровнем окситоцина более склонны участвовать в благотворительности и радоваться жизни. Для исследования пригласили 100 участников в возрасте от 18 до 99 лет. Испытуемым заплатили некоторую сумму за участие и показали ролик, где отец рассказывает о том, как его двухлетний сын умирает от рака — контент подобного рода активно стимулирует выброс окситоцина.
Испытуемым предложили пожертвовать часть денег в благотворительную организацию по борьбе с детским раком, чтобы измерить просоциальное поведение, а также распросили об их эмоциональном состоянии. У пожилых людей выделялось больше окситоцина в ответ на ролик, чем у молодых. Они же сообщали о большем довольстве жизнью и в целом были более склонны к помощи другим.
Исследование не показывает прямой связи между уровнем нейромедиатора и щедростью. Предположительно, окситоцин играет двунаправленную роль в петле положительной обратной связи между эмпатическим поведением и повышенным чувством довольства жизнью. Добровольная помощь заставляет нас чувствовать себя лучше, вызывая выброс окситоцина, который усиливает сопереживание и приводит к еще более просоциальному поведению. Результаты сходятся с взглядами многих религий и философий, которые заявляют, что наша жизнь становится лучше, когда мы помогаем другим. Окситоцин также связан с эмпатией и чувством благодарности.
Может ли искусственное введение окситоцина повысить удовлетворенность жизнью, а синтетический окситоцин улучшить просоциальное поведение и сделать людей более добрыми и щедрыми по отношению к другим? Команда сообщает, что науке пока мало известно о высвобождении эндогенного окситоцина. Скорее всего, это лишь один из многих факторов, влияющих на просоциальное поведение. Было несколько исследований о влиянии интраназального введения окситоцина на пожилых людей, и результаты были неоднозначными. По некоторым — окситоцин улучшает настроение у пожилых мужчин, но не у женщин, тогда как другие исследователи вообще не обнаружили корреляции. Но в сухом остатке можно смело утверждать о преимуществах поддержания социальной активности — особенно в пожилом возрасте.