После реформы системы техосмотра водителям все равно предлагают пройти его удаленно: мошенники вставляют изображения машин в фотографии с пунктов с координатами при помощи фотошопа и убеждают, что данные внесли в систему
Фото: Autonews.ru
Мошенничества с техосмотром вышли на новый уровень после запуска реформы системы с 1 марта 2021 года. Начиная с этой даты автомобили должны в обязательном порядке заезжать на пункты техосмотра, где их фотографируют до и после процедуры — не ранее, чем через 30 минут. Тем, что многие водители никогда не проходили эту обязательную диагностику официально и не очень разобрались в системе, воспользовались «серые» пункты техосмотров. Они начали предлагать водителям гарантированное оформление диагностических карт разными способами: от формального заезда на сервис для фотографирования до оформления онлайн с якобы внесением в официальную базу ЕАИСТО. Цены при этом заметно выросли: вместо 720 рублей в Москве все чаще просят от 2500 руб. и больше. Разбираемся, на какие приемы нельзя попадаться и чем это грозит.
Онлайн без фотографий
На одном из сайтов корреспонденту Autonews.ru приложили заплатить всего 500 рублей и получить диагностическую карту в режиме онлайн. Там сообщили, что фотографии якобы нужно будет делать только с 1 октября 2021 года, поэтому до этого момента можно успеть оформить документ на два года. Данные по оформленной карте пообещали внести в ЕАИСТО и «гарантировали» отсутствие проблем в ГИБДД и со страховыми компаниями».
«Заезжайте на полчаса»
Приехать и оставить машину для съемки на 30 минут предложили на другом ресурсе — успешное прохождение техосмотра там тоже «гарантировали». При этом за услугу попросили 2,5 тыс. рублей, хотя на сайте организации указано, что прохождение техосмотра стоит от 650 рублей.
«Да, мы поменяли цены, — сказали по телефону, объяснив это усложнением процедуры. — И не верьте тем, кто уверяет, что карту можно получить онлайн. Сейчас некоторые станции просят прислать фотографии чистой машины и при помощи фотошопа вставляют их в снимки на фоне пункта техосмотра. Но это обман. И в систему такие данные не попадают — у нас же можно все проверить через специальные сайты».
«Сфотографируйте чистый автомобиль»
Для предварительной оценки автомобиля перед прохождением техосмотра на некоторых сайтах предлагают прислать фотографии чистой машины. «Машина не должна быть разбитой и не должно быть больших трещин на лобовом стекле. Если вы не уверены, сделайте несколько снимков и пришлите нам», — указано на одном из ресурсов. Однако по телефону там уже более откровенны и предлагают как раз «удаленную» схему с фотошопом.
На что нельзя попадаться
Если изначально водителю предлагают не приезжать на техосмотр, это точно мошенничество, предупредил в беседе с Autonews.ru директор ООО «ПТО 878 БАМ» Олег Рогачев. Также ему оказалась знакома и схема с фотографированием машины, которую уже начали обсуждать в профессиональном сообществе. Эксперт объяснил: желающим сэкономить, скорее всего, выдадут «серые» карты, которые в ГИБДД вычислят и аннулируют. Это в свою очередь могут обернуться проблемами со страховкой и штрафами.
Так, в 2022 году при отсутствии действующей диагностической карты автовладельцы начнут получать штрафы с камер — по 2 тыс. рублей в день. А если водитель без карты устроит ДТП, то страховая компания получит возможность применить к такому автомобилисту право регресса. То есть спишет все расходы за покрытие ущерба.
Также водителей должна насторожить слишком высокая цена за услугу — выше установленного в регионе тарифа. Например, в Москве такой тариф составляет 720 рублей.
«Есть те, кто просит и по 2,5-3 тыс. рублей. Но это чаще всего это обман, — уверен Рогачев. — Раньше диагностические карты покупали, и для многих официальное прохождение процедуры в новинку. Не все водители разобрались, как точно работает система, и мошенники этим пользуются. Представьте, звонит водитель на настоящий ПТО, а там говорят, что машину будут проверять и гарантий нет. Некоторых это пугает. И они ищут простой способ купить карту без посещений ПТО. И предложений очень много, но это фикция».
Эксперт предположил, что «серые» схемы предлагают «бумажные» пункты техосмотра, которые пытаются заработать.
«Внести данные о такой карте в ЕАИСТО у них точно не получится, все это чистой воды мошенничество. Если же реальный пункт решит оформить настоящую диагностическую карту по фотографии — это огромный риск и для самой организации, это грозит штрафом в несколько сотен тысяч рублей. Поэтому сомневаюсь, что не «бумажные» организации будут этим заниматься», — считает Рогачев.
Как проверить наличие карты
Эксперты предупреждают: мошенники пользуются еще и тем, что проверить, действительна ли оформленная карта, водителю крайне сложно: гарантии, что карта настоящая, могут дать только на официальных пунктах. Дело в том, что сейчас на сайте ГИБДД такие данные доступны только по документам, оформленным до 1 марта 2021 года.
«В ГИБДД сейчас объединяет старую и новую базу данных, это непросто потому что методики оценки применялись разные. Этот процесс хотелось бы ускорить, потому что злоупотреблений очень много», — сказал Рогачев.
Например, клиентам демонстрируют результат при помощи подставных сайтов ЕАИСТО: предлагают ввести там номер выданной карты и получают якобы официальное подтверждения.
Чтобы выбрать действительный пункт техосмотра, участники рынка рекомендуют пользоваться сайтом Российского союза автостраховщиков (РСА): там указаны все аккредитованные пункты техосмотра с действующими сертификатами. Это дает гарантию, что оформленную карту никто не аннулирует.
ГИБДД ловит покупателей
О том, что у ГИБДД появилось много инструментов для проверки легитимности диагностических карт, Autonews.ru рассказал генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко.
«Удаленные продажи карт регулярно разоблачают. С прошлого года в ГИБДД стали чаще использовать для этого дорожные камеры, — рассказал Пархоменко. — Ведь с их помощью легко проверить, где находился автомобиль во время оформления диагностической карты. То есть, передвигался ли автомобиль по направлению к пункту техосмотра. Или же вообще был в другом городе. И выяснилось, что, например, карта выдана в Татарстане, а машина в это время ездила по Москве».
По словам эксперта, любые подозрения инспектора ГИБДД могут стать основанием для того, чтобы данные о странной карте и автомобили попали в отдел дознания, где начали бы следственные действия.
«Есть плановые проверки, могут быть выборочные проверки по жалобам, да и просто при рядовой проверке на дороге инспектор может увидеть неучтенные изменения в конструкции и при этом действующую диагностическую карту. Водителям придется отвечать, почему у них, к примеру, стоит газобаллонное оборудование и другой двигатель, а в диагностической карте таких данных нет. Дальше возбуждается дело, аннулируется карта, а машину могут даже снять с регистрации», — предупредил генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко.