Домой Автомобили «Сивику» — 50. Незаурядные факты о главной модели Honda

«Сивику» — 50. Незаурядные факты о главной модели Honda

185
0

Содержание

Пройдя отметку в 11 поколений и 27 млн проданных экземпляров, Honda Civic справляет 50-летний юбилей. Вспоминаем самые любопытные и нескучные факты об этой модели


            «Сивику» — 50. Незаурядные факты о главной модели Honda

Фото: Honda В России появилась новая марка авто: какие модели, сколько стоят Репортаж 28 июня Десятки тысяч новых машин, которые никому не нужны. Репортаж со складов Конспекты 28 июня Черный дым из выхлопной трубы: причины и способы их устранения Путешествия 24 июня Автопутешествие: как подготовить машину, что взять, как сэкономить

Самым важным автомобилям в мировой истории необязательно устраивать технические революции, собирать призы на конкурсах элегантности или устанавливать рекорды скорости. Порой достаточно появиться в правильное время в правильном месте — располагая при этом правильными качествами.

Именно так произошло с недорогим хетчбэком Honda Civic, который поступил в продажу в июле 1972 года и много чего изменил: судьбу Honda, ситуацию на американском автомобильном рынке, сегмент «заряженных» хетчбэков и не только. По случаю юбилея вспоминаем самые интересные факты из жизни всех 11 поколений и на всякий случай уточняем: правильно — «Сивик». Никаких «Цывиков», пожалуйста, хотя бы из уважения к имениннику.

Без «Сивика» автомобилей Honda могло вовсе не быть

1967 Honda S800

Автомобильная история Honda начиналась не с «Сивика», а с компактных спортивных родстеров S500, S600 и S800. Они были красивыми, азартными и прогрессивными для своего времени: чего стоит полностью независимая подвеска и удивительный верхневальный мотор объемом 500–800 кубиков, но сразу с четырьмя (!) карбюраторами.

В то же время в этих родстерах было слишком много от мотоциклов, которыми Honda к тому времени успела прославиться — например, цепной привод ведущей оси. Словом, продукт был оригинальный, но нишевый. Не спасали ситуацию ни коммерческие грузовички, ни даже городские кей-кары N600 на той же технической базе. Тиражи едва достигали пары десятков тысяч в год, за рубежом машины Honda никого не интересовали, а внутри Японии крепла конкуренция со стороны других компаний.

1972 Honda Civic 3-door 1200 GL

К 1972 году, когда Civic вышел в продажу, руководство Honda всерьез думало свернуть автомобильную деятельность — но дало шанс новому хетчбэку. А тот не подкачал, мгновенно став суперхитом и собрав миллион владельцев всего за четыре года.

Civic стал первым «нормальным» автомобилем Honda

1969 Honda 1300

Помимо вышеназванных моделей, относившихся к японскому сегменту кей-каров, до «Сивика» была еще и Honda 1300 — уже «полноценная» машина в кузовах купе и седан. Появилась она в 1969 году и, несмотря на привычный вид и прогрессивную переднеприводную компоновку, все равно чудила в техническом плане.

Например, глава компании Соичиро Хонда настоял, что двигатель должен иметь воздушное охлаждение — мол, вода в радиаторе все равно охлаждается воздухом, так зачем плодить сущности? Еще в этом моторе была «гоночная» система смазки с сухим картером, электрический масляный насос и прочие крутые, но слишком дорогие и ненужные для массовой малолитражки решения. Вот и покупатели не поняли, зачем это все, причем за их же собственные деньги.

1975 Honda Civic 3-door 1200 Hi-Deluxe

Поэтому с «Сивиком» японским инженерам пришлось умерить пыл. Рядная «четверка» объемом 1,2 л охлаждалась жидкостью и развивала 50 л.с., сзади была независимая подвеска, кресла обоих рядов складывались для удобства погрузки, спереди стояли дисковые вентилируемые тормоза, а в качестве опции можно было заказать кондиционер и двухступенчатую полуавтоматическую трансмиссию Hondamatic. Вроде бы и негусто, но по тем временам достаточно для малолитражки.

Успеху способствовал энергетический кризис

1973 Honda Civic 3-door

Первое поколение Honda Civic получилось удачным, но в его оглушительной популярности есть и большая доля везения. На следующий год после дебюта случается мировой топливный кризис: цены на бензин стремительно идут вверх, особенно сильно это бьет по американскому автопрому. Ведь практически все, что на тот момент было в США, — это огромные и тяжелые автомобили с многолитровыми моторами, которые быстро едут, круто звучат и выпивают крепко за 15 л на 100 км.

Как только с топливом становится туго, покупатели начинают искать альтернативы — и тут на сцену выходят компактные японские малолитражки, на которые в прежние годы никто не обращал внимания. Средний расход у Honda Civic не превышал 6 л на сотню, да к тому же машина легко вписывалась в новые экологические нормы без установки дополнительного (и дорогущего) оборудования для снижения вредных выбросов. Более разумного варианта не придумать!

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  От «Майбаха» до «Юности»: на чем ездят депутаты Госдумы нового созыва

1980 Honda Civic Wagon

Honda знатно поиздевалась над General Motors

Главным залогом экономичности и экологичности «Сивика» стала система CVCC — Compound Vortex Controlled Combustion. По сути, это форкамерно-факельное зажигание, знакомое по некоторым грузовым моторам, двигателю ЗМЗ-4022.10 от «Волги-3102» и, как ни удивительно, современным машинам «Формулы-1».

Суть в том, что перед основной камерой сгорания стоит дополнительная маленькая, имеющая форму воронки. Именно там установлена свеча, поджигающая сильно обогащенную топливовоздушную смесь — а та, превращаясь в факел, поджигает уже обедненную смесь в основной камере сгорания. Так достигается более эффективное и равномерное воспламенение по всему объему.

Под капотом Honda Civic RS '1974–75

Когда в 1974 году в США вступали в силу новые экологические нормативы, концерны Ford и Chrysler использовали технологию Honda, чтобы в них уложиться. А вот боссы General Motors от нее отказались, назвав «мотоциклетной игрушкой». А потом принялись публично жаловаться, что уложиться в требования невозможно и надо отложить срок их вступления.

В ответ Соичиро Хонда приобрел Chevrolet Impala с двигателем V8 и отправил его в японскую штаб-квартиру. Там к мотору приладили головки блока, впуск и карбюратор в стиле Civic — и он прекрасно вписался в новые требования, а заодно сильно умерил аппетит. Результаты были официально зафиксированы американским экологическим агентством EPA, с инженерными компетенциями Honda начали всерьез считаться, а GM получил звучный щелчок по носу.

1972 Chevrolet Impala Sedan (1M-69)

Civic всегда был самым азартным из себе подобных

На имидж модели серьезно повлияли «заряженные» версии Type R — которым, кстати, исполнилось ровно 25 лет. От стритрейсерской иконы, построенной на базе шестого поколения Civic, до самых последних версий это были эмоциональные, яркие и чертовски быстрые машины.

1997 Honda Civic Type R

Со дня на день Honda покажет уже шестую по счету «эрку» на базе 11-го «Сивика» — и наверняка вскоре сообщит об очередном обновлении рекорда Нюрбургринга для переднеприводных автомобилей. Собственно, в этом неофициальном соревновании осталось всего два претендента — Honda Civic Type R и Renault Megane RS. Остальные классические хот-хетчи либо замерли в развитии, либо исчезли.

Но даже обычные «Сивики» без буквы R всегда радовали водителей живым нравом. Высокооборотистые и отзывчивые моторы с мотоциклетными нотками, знаменитая система VTEC, искусно настроенное шасси — покупая даже самый простой Civic, вы могли неплохо развлечься по дороге от дома до работы. По крайней мере, так было с теми моделями, что еще продавались в России, — современные «Сивики» стали спокойнее и цивилизованнее. Не считая, конечно, забияки Type R.

2015 Honda Civic Type R

В истории «Сивика» были и провалы

Куда же без них? Помните, например, как в 2011 году после «космического» восьмого поколения вышло странно-одутловатое девятое? Разрабатывалось оно в разгар финансового кризиса 2008-го, из-за чего сроки выхода в производство сдвинулись, а качество отделки и оснащения заметно упало.

2011 Honda Civic

Руководство Honda предполагало, что клиенты войдут в положение — мол, времена непростые, можно и потерпеть. Но терпеть никто не захотел, тем более что у конкурентов как раз подоспели новые модели без явных признаков экономии. Положение пришлось срочно исправлять, и уже через три года Civic получил масштабный рестайлинг, исправивший если не все, то многие проблемы.

Ну и напоследок — о легендарном японском качестве. На самом деле первые «Сивики» ржавели так, как не снилось нашим «Ижам» и уазикам. Там, где зимой дороги посыпали солью, коррозия съедала хетчбэки буквально за три года — причем не только крылья и прочие кузовные панели, но и элементы подвески. Дошло до того, что Американский институт дорожной безопасности объявил отзывную кампанию, в ходе которой на бесплатный ремонт попало около миллиона «Сивиков». Что, впрочем, не сильно повлияло на дальнейшую карьеру модели.