Содержание
Разберемся, что означает выражение «двигатель закипел», в чем опасность такой ситуации и как ее не допускать
Фото: Goncharov_Artem / Shutterstock / FOTODOM
- Принцип работы
- Причины
- Признаки
- Цвет и температура
- Что делать
- Как предотвратить
Принцип работы антифриза
Антифриз, представляющий собой специальную техническую жидкость, предназначен для отвода избыточного тепла от работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с жидкостным охлаждением. Антифриз под действием помпы циркулирует в замкнутой системе, основными компонентами которой являются:
1. Расширительный бачок, служащий для заливки антифриза и компенсации его расширения при нагреве;
2. Клапан регулировки давления в системе охлаждения, встроенный в крышку расширительного бачка;
3. Помпа (водяной насос) с механическим или электрическим приводом;
4. Трубки и шланги;
5. Термостат, регулирующий направление движения антифриза по малому и большому кругу, частью которого является радиатор;
6. Каналы в блоке и головке ДВС;
7. Радиатор с вентилятором.
Подробнее о видах антифриза и периодичности его замены читайте в нашем материале по ссылке.
Система охлаждения двигателя — это комплекс устройств, позволяющих поддерживать оптимальную температуру работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС)
Почему кипит антифриз
В отличие от обычной воды антифриз сохраняет текучесть и в сильные морозы (вплоть до -40° С и ниже), что делает его использование более удобным в зимний период, но, как и вода, антифриз закипает, правда, при более высоких температурах. При концентрации антифриза 40-50% на уровне моря это примерно +120° С (рабочая температура большинства ДВС находится в диапазоне +90-100° С, но может достигать +115° С в пробках и при большой нагрузке), а на высокогорье, где атмосферное давление ниже, — порядка 90° С. Причинами кипения антифриза, как правило, являются:
Признаки закипания антифриза
Признаками закипания антифриза являются:
Цвет антифриза и температура его кипения
Ориентироваться на цвет антифриза, который задается красителями, для определения температуры его кипения нельзя, поскольку нет единого для всех стран и производителей соответствующего стандарта. Единственное, можно сказать, что охлаждающие жидкости синего цвета, как правило, имеют самую низкую (порядка +110° С) температуру кипения. В остальном этот показатель зависит от состава охлаждающей жидкости (ОЖ) и ее концентрации в дистиллированной воде:
Концентрация охлаждающей жидкости, % Порог закипания, °С 12,5-25 +100 50 +130-140 60 +150-160 75 +170
Антифриз кипит: что делать
Если не принять срочные меры при закипании антифриза, последствия могут быть самыми неприятными — вплоть до капремонта двигателя. Что именно происходит при перегреве двигателя? :
Поэтому при первых признаках закипания антифриза необходимо:
Если причиной перегрева ДВС стала утечка антифриза, это легко установить по низкой температуре воздуха, который поступает в салон при включенной на полную мощность печке. В этом случае требуется:
В любом случае, категорически нельзя:
Как предотвратить закипание антифриза
Предотвратить закипание антифриза можно, если:
— Антифриза (периодичность рекомендована производителем);
— Крышки расширительного бачка (обычно раз в 100 000 км);
— Помпы системы охлаждения (в среднем через каждые 70 000 км);
— Термостата (обычно раз в 100 000 км);
Читайте также:
Подтеков нет, но антифриз уходит. Куда, почему, и что с этим делать
Что такое тосол и для чего он нужен
Как устроена система охлаждения двигателя: что должен знать каждый
Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости и как его проверить