Содержание
Самый стильный советский седан, конкурент 21-й «Волги», первый отечественный кроссовер для колхозов и другие культовые модели возрождающейся марки «Москвич»
Фото: Морковкин Анатолий / Фотохроника ТАСС Какие автомобили скоро появятся в России: 8 интересных новинок Вторичка 29 апреля «Франкенштейны» Острова Свободы. Самые странные машины из объявлений Кубы Конспекты 28 апреля Покупка авто из Армении: нюансы, риски и реальные цены Замена водительских прав 29 апреля Замена водительского удостоверения в 2022: советы, лайфхаки, подсказки
Мэр Москвы Сергей Собянин решил возродить исторический бренд «Москвич». По словам столичного градоначальника, автомобили этой марки будут выпускать на заводе Renault, который находится на Волгоградском проспекте (бывшие корпуса моторного цеха АЗЛК). Ранее стало известно, что это предприятие переходит на баланс города.
Какие модели будут выпускать под возрожденным брендом «Москвич», пока неизвестно. Собянин лишь отметил, что это будут машины с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе — и электромобили. Autonews.ru, в свою очередь, решил вспомнить самые важные и интересные модели знаменитого бренда «Москвич».
1. «Москвич-400»
- Годы выпуска: 1946 — 1954
Москвич-400
В начале декабря 1946 г. на Московском заводе малолитражных автомобилей началось серийное производство модели «Москвич-400», которая стала первой массовой легковой машиной, продававшийся в СССР для индивидуального использования. Конструктивно четырехдверка повторяла немецкий Opel Kadett K38, который выпускался с 1937 по 1940 гг. Автомобиль получил несущий кузов, гидравлические тормоза, независимую подвеску и даже стеклоочистители. При этом по неизвестным причинам у машины отсутствовали указатели поворота. В движение автомобиль приводил 23-сильный двигатель.
Уже в 1947 году, к 800-летию Москвы, у «Москвича-400» появилась особая, «юбилейная» версия. Серьезный рестайлинг машина пережила 1954 году, после чего обзавелась более мощным двигателем, усовершенствованной коробкой передач и комфортным салоном. При этом индекс модели поменялся на 401.
2. «Москвич-423»
- Годы выпуска: 1957-1963
Москвич-423
«Москвич-423» стал первым советским пятидверным универсалом. Новинку построили в 1957 году на базе модели 402 и оснастили телескопическими амортизаторами, независимой передней подвеской и усиленными рессорами. Заднее сиденье машины складывалось, образуя грузовую площадку длиной 1473 мм и шириной 1220 мм. Плюс к этому, универсал мог перевозить до 250 кг груза.
Дверь багажника, в отличие от современных универсалов, открывалась налево. Под капотом машины установили стандартный двигатель 407-й модели, объемом 1,3 литра и мощностью 45 л.с. Коробка передач — четырехступенчатая, с переключателем на рулевой колонке. Внушительное внутреннее пространство делало «Москвич-423» отличным вариантом для автопутешествий или семейных выездов на природу. Впрочем, большинство выпускаемых универсалов распределялось между госструктурами.
3. «Москвич-410»
- Годы выпуска: 1957-1960
Москвич-410
Первый внедорожный «Москвич» под индексом 410 был запущен в производство в первой половине 1957 года. Полноприводная модель с клиренсом в 220 мм предназначалась в первую очередь для директоров колхозов, механиков бригад, работающих в полях, а также для других нужд сельского хозяйства. Новинку построили на базе седана «Москвич‑402» образца 1956 года и оборудовали 45‑сильным мотором рабочим объемом 1,4 литра и раздаточной коробкой с понижающей передачей. При этом рулевую колонку модель позаимствовала у М-20 «Победа».
Чуть позже появилась версия универсал, которая получила индекс 411. Производство машины было прекращено в 1960 году, а освободившиеся мощности перераспределили на выпуск других «Москвичей», которые успешно шли на экспорт.
4. «Москвич 407»
- Годы выпуска: 1958 — 1963
Москвич-407
По внешнему виду «Москвич-407» ничем не уступал культовой 21-й «Волге». Обилие хрома, стильный красный флажок на капоте, «клыки» на бампере, просторный салон и багажник, а также наличие печки и радио быстро сделало автомобиль мечтой многих советских граждан. Впрочем, четырехдверный седан, который стоил в то время 2500 руб., не каждому был по карману. Помимо внутреннего рынка, «Москвич-407» активно экспортировался в другие страны и даже был отмечен золотой медалью на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе. Под капотом машины устанавливался 1,4-литровый двигатель с однокамерным карбюратором мощностью 45 л.с. С таким агрегатом «Москвич-407» мог разогнаться до 115 км/ч. Также машина обзавелась четырехступенчатой механической коробкой передач. Автомобиль выпускался на заводе МЗМА с 1958 по 1963 год.
5. «Москвич-408»
- Годы выпуска: 1964 — 1975
Москвич-408
«Москвич-408» по праву считается одним из самых стильных советских седанов, который по внешнему виду даже превосходил многие зарубежные аналоги. Автомобиль с ниспадающим линиям кузова, «плавниками» на корме, вытянутыми фонарями и 13-дюймовыми колесными дисками (впервые в отечественном автопроме) пользовался большой популярностью как в СССР, так и во многих западных странах. Кроме этого, благодаря яркой внешности машину активно снимали в кино. Например увидеть «Москвич-408» можно в знаменитом фильме «Бриллиантовая рука». Единственной проблемой советского седана стала техническая часть. Машину оборудовали 50‑сильным двигателем объемом 1,4 л и 4-ступенчатой коробкой передач. Этот маломощный мотор к 60-м годам считался уже устаревшим. Впрочем это не мешало выпускать и продавать эту модель в СССР вплоть до 1976 года.
6. «Москвич-412»
- Годы выпуска: 1967-1976
Москвич-412
Эволюционным развитием модели 408 стал седан «Москвич-412». Причем обе эти машины выпускались АЗЛК параллельно до 1976 года. В первые годы немалая часть выпущенных машин экспортировалась в другие страны. Популярность модели за рубежом объяснялась успехами «Москвича-412» в ралли и других аналогичных соревнованиях. Так, в 1968 г. седан «Москвич-412» команды «Автоэкспорт» принял участие в марафоне из Лондона в Сидней и занял там четвертое место. Еще большего успеха «Москвич» добился во время марафона из Лондона в Мехико, когда советские автомобили заняли 2-е и 3-е места в своем классе. В движение седан приводил 1,5-литровый бензиновый мотор с отдачей 74 л.с., который работал в паре с четырехступенчатой коробкой передач. Максимальная скорость «Москвича-412» — 140 километров в час.
7. «Москвич-2140»
- Годы выпуска: 1975 — 1988
Москвич-2140
«Москвич-2140» стал последним заднеприводным автомобилем, который построили на АЗЛК. Дизайн экстерьера и салона седана в середине 1970‑х считался вполне современным и ничем не уступал «Жигулям» или иностранным аналогам. Кстати, именно у этой модели впервые в истории АЗЛК появились штатные подголовники. Машина получила надежный 1,5-литровый двигатель мощность 75 л.с. и передние дисковые тормоза Girling. Также у «Москвича 2140» была и версия с дефорсированным 68‑сильным мотором. Коробка передач — четырехступенчатая. Помимо седана модель также выпускалась в кузове универсал («Москвич‑2137») и фургон («Москвич‑2734»). Также у автомобиля была модификация с ручным управлением для инвалидов (Москвич‑21403). «Москвич-2140» экспортировался и в зарубежные страны, однако популярности в отличии от «Москвича-412» там и не снискал.
8. «Москвич-2141»
- Годы выпуска: 1986-1998
Москвич-2141
Массовое производство «Москвич-2141» (АЗЛК-2141) стартовало на АЗЛК в 1986 году. Внешне переднеприводный автомобиль напоминал франко-американский автомобиль Talbot Simca, однако в технической части отличался от этой модели. Изначально для «Москвича-2141» планировалось разработать собственную линейку двигателей, однако из-за распада СССР сделать этого не удалось. В итоге машина получила уже имеющиеся моторы ВАЗ и УЗАМ объемом 1,5, 1,7 и 1,8 литров. Последняя модификация модели увидела свет в 1997 году и получила название «Святогор». Машина имела незначительные внешние изменения, а самое главное — новый 2,0-литровый мотор Renault. Однако из-за дефолта 1998 года было принято решение оснащать устаревшими агрегатами ВАЗ-2106 и 2130, а также уфимскими моторами серии 33173318.