Домой Автомобили Когда и на какие российские машины пересаживали чиновников. Хроника

Когда и на какие российские машины пересаживали чиновников. Хроника

136
0

Содержание

Государственных служащих опять хотят массово пересадить на отечественные автомобили. Вспоминаем, чем заканчивались подобные инициативы в прошлом


            Когда и на какие российские машины пересаживали чиновников. Хроника

Фото: autowp.ru Как подешевели китайские авто. Список, цены, наличие у дилеров Штрафы 27 мая Водители начали странно пристегиваться: за это приходят штрафы с камер Конспекты 31 мая Хонингование: что это, процесс и оборудование Важные изменения для водителей 1 июня Штраф ₽300 тыс. и новая пошлина: что изменится для водителей летом

В рамках ПМЭФ-2022 глава Министерства финансов Антон Силуанов предложил поддержать отечественных производителей за государственный счет — например, пересадить их на автомобили Lada. Инициативу косвенно одобрил Дмитрий Песков: «Знаете, я готов, как госслужащий, ко всему. Каждый госслужащий у нас готов ко всему», — заявил пресс-секретарь президента. Разбираемся, возможно ли реализовать этот план, и чем аналогичные попытки заканчивались в прошлом.

Сколько нужно машин

По данным Росстата, общее количество госслужащих в России составляет примерно 1,4 млн человек. Официальных сведений о том, сколько машин находится в их распоряжении, в открытом доступе нет — но если предположить, что уровень автомобилизации чиновников соответствует уровню автомобилизации россиян (а это около 32%), то получится сумма порядка 400-450 тыс. экземпляров.

Разумеется, единовременно заменить весь этот автопарк на новенькие «Лады» невозможно: годовой объем выпуска на «АвтоВАЗе» составляет примерно 350 тыс. автомобилей. Но если говорить о постепенной замене отслуживших свое иномарок на отечественную продукцию, то такой сценарий возможен на горизонте нескольких лет.

Ведь еще в июле 2020 года правительство ввело полный запрет на госзакупки автомобилей, которые не производятся в России — а еще раньше, в 2014-м, аналогичное постановление подписывал Дмитрий Медведев. По сути, подавляющее большинство машин чиновников уже было в той или иной степени локализовано: например BMW, Genesis и Hyundai собирались в Калининграде, Toyota — в Санкт-Петербурге, Volkswagen — в Калуге и так далее.

Но теперь перспективы производства иномарок в России выглядят как минимум туманно. Для высших чинов это не проблема — ведь проект Aurus все-таки удалось запустить, и сборка представительских моделей, согласно заявлениям компании, ведется даже сейчас. А вот у служащих рангом пониже может просто не остаться выбора.

Ведь если зарубежные бренды так и не выйдут из режима заморозки, то на территории России сохранится всего несколько собственных или локализованных брендов: Lada, УАЗ, возрожденный «Москвич» да китайский Haval с заводом в Тульской области. Вполне вероятно, что со временем появятся и другие компании из того же Китая (например, на «Москвиче» могут наладить сборку JAC), но глобальной картины это не меняет. И ровно поэтому шансы увидеть чиновников на отечественных машинах теперь выше, чем во время предыдущих попыток.

Немцов и «Волги» 

Самая известная из них относится к 1997 году. Тогда президент Борис Ельцин с подачи первого вице-премьера Бориса Немцова подписал указ, согласно которому за государственный счет могли покупаться только автомобили отечественного производства. Фактически подразумевалась пересадка чиновников на «Волги», ведь других машин аналогичного класса в России не существовало. Сами же «Волги» на тот момент были сильно устаревшими и не отвечали требованиям динамики, комфорта и надежности.

Несмотря на дату публикации — 1 апреля 1997 года — постановление все-таки не было шуточным, а госзакупки нижегородской продукции вскоре стартовали. Причем самые прозорливые чиновники разживались «Волгами» в двойном количестве — на случай поломки.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Представлен преемник «машины времени» DeLorean

? Советская роскошь. На чем ездила элита СССР

Мучения слуг народа длились недолго: посмотрев, что сам Борис Ельцин продолжает ездить на роскошном Mercedes-Benz W140 (согласно официальным заявлениям, из-за требований безопасности), они потихоньку вернулись к привычным иномаркам, а в 1999 году закон был вовсе отменен президентом.

Лужков и «Москвичи»

Примерно в то же время темой импортозамещения озаботился и столичный мэр Юрий Лужков. Пытаясь спасти тонущий «Москвич», он поддержал идею создания люксовых вариаций на тему устаревшего «сорок первого» семейства. Так появились удлиненные седаны «Князь Владимир» и «Иван Калита» — их суммарный тираж не превысил и полутора тысяч, но многие экземпляры были закуплены столичным правительством.

Например, сам Лужков долгое время ездил на «Владимире» вишневого цвета и, надо сказать, держался до последнего. Обратно на иномарку он пересел только в 2001 году — последним из московских чиновников.

Модели для элиты

Попытки выпустить что-то достойное российских чиновников велись не только на самих заводах. Например, хорошо известен лимузин «Кортеж» на базе ГАЗ-31029. Комично растянутую «Волгу» построили в институте НАМИ — и символично, что нынешний Aurus, который создавался там же, поначалу назывался «Кортеж». К счастью, образец 1995 года в серию не пошел, а позже его авторы заявляли, что это был не более чем концепт-кар.

Еще более смелые эксперименты ставили в самарской фирме «Мастер-дизайн». Сначала там соорудили удлиненный ВАЗ-21099, который получил название «Амадео 500», где 500 — это длина центральной вставки кузова в миллиметрах. Затем, уже на базе «десятки», был построен проект «Лада Консул» — там удлинение составило уже 650 миллиметров.

Салоны лимузинов были отделаны кожей и деревом, оснащены откидными столиками, телевизорами, холодильниками и прочими наворотами — но по каким-то причинам ни одна, ни другая модель так и не нашли покупателей.

Чуть успешнее сложились дела у модели ВАЗ-21108 «Премьер» — таких компанией «Супер-Авто» было изготовлено около 2000 экземпляров. Технически это тоже была растянутая «десятка», но прибавка в длине составила сравнительно скромные 175 мм (все они пошли на благо задних пассажиров). Дизайн остался вполне гармоничным, а вместо цыганского китча в салоне появились полезные вещи — дополнительная шумоизоляция, улучшенные материалы, кондиционер, электропакет и многое другое.

Наконец, самый свежий отечественный пример — Lada Vesta Signature. В 2015 году удлиненная на 250 мм «Веста» с роскошным интерьером была построена в качестве подарка для тогдашнего президента «АвтоВАЗа» Бу Андерссона. Причем сам швед об этой инициативе не знал, и поначалу подарок не принял, заодно отругав подчиненных за немотивированную трату денег (всего на машину потратили около 5 млн руб.).

Однако затем Андерссон все-таки пересел на Vesta Signature, еще один экземпляр сделали для губернатора Самарской области Николая Меркушкина, а суммарный тираж лимузина составил четыре единицы. Глава партии ЛДПР Владимир Жириновский тогда даже выступил с инициативой пересадить всех российских чиновников на такие «Весты», но дальнейшего развития эта идея не получила. Как знать, не вернутся ли к ней правительство и «АвтоВАЗ» в новой реальности?