Как душа отказалась от Бога и попала в зависимость телу Комментарии: 1 Об этом пишет управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич).
Лето стремительно подходит к концу, а это значит, что мы приближаемся к одному из четырех многодневных постов, установленных Православной Церковью — Успенскому. Этот пост приурочен к двунадесятому празднику Успения Пресвятой Богородицы и длится две недели, но при этом является, подобно Великому посту, строгим — вкушение рыбы разрешается только однажды — в день Преображения Господня. Но при этом неправильно думать, что пост — это всего-навсего некое пищевое ограничение.
Давным-давно греческий философ Сократ заметил: человек должен есть для того, чтобы жить, но он не должен жить, чтобы есть. Опыт Православной Церкви подтверждает сказанные выше слова на 100 процентов. Человек — существо двусоставное: он имеет как материальное начало — тело, так и нематериальное — душу. И подлинного счастья человек может достичь только в том случае, если оба эти начала будут сосуществовать гармонично. А пост, как бы противоречиво это ни казалось — это как раз и есть то средство, благодаря которому связь души с телом укрепляется.
Христианский апологет II века Афинагор Афинский как-то привел следующее сравнение: тело человека подобно некоему музыкальному инструменту, душа же при этом — сам музыкант. Если что-то происходит с инструментом — если он, например, расстраивается или же вообще ломается, музыкант не может играть нужную мелодию, у него это просто не получится. Но, с другой стороны, если заболеет сам музыкант, тогда и его инструмент будет безмолвствовать. Таким образом раннехристианский писатель показывает нам, насколько важна в человеке каждая из составляющих — и тело, и душа.
Православные богословы отмечают: изначально человек был создан иерархически — душа находилась в подчинении у Бога, а тело, в свою очередь, подчинялось душе. Однако в связи с грехопадением человека данная иерархия перевернулась с ног на голову: душа отказалась следовать голосу Божию и сама попала в зависимость от тела, а тело при этом стало руководиться страстями. И по мысли святых отцов, именно пост, как некое духовно-телесное ограничение, призван восстановить правильную иерархию в человеке. Пост помогает человеку победить страсти. Благодаря посту тело становится более податливым, способным к совершенствованию. Оно, как музыкальный инструмент, начинает чувствовать то, что хочет от него музыкант — душа.
Как мы уже сказали, благодаря посту человек становится свободным от своего главного «поработителя» — греха. Другими словами, пост дает человеку ощущение свободы, ощущение того, что я — не раб греха, а образ и подобие Божие. А это значит, что благодаря посту человек становится более независимым от внешнего.
Святые отцы говорили: тот, кто не может победить свой желудок, никогда не справится с другими страстями. Если мы не можем ограничить себя в пище, мы не сможем ограничить себя ни в чем. А неспособность к самоограничению — это серьезное препятствие на пути к высшей цели человеческой жизни — Царству Божию, которое, по слову Спасителя «силой берется» (Мф. 11:12). Помня об этом, мы должны стараться в грядущем Успенском посту стать хоть немножко лучше, лучше, в первую очередь, духовно. И если мы будем двигаться в этом направлении, вся наша жизнь — не только духовная, но и телесная, обязательно преобразится.