Содержание
Единственная в Украине пастушка: Работать круглый год с 6 утра до 11 вечера каждый день? Мне нравится! Комментарии: 2 архив Ульяны Сулятицкой. Еще десять лет назад Ульяна Сулятицкая из Прикарпатья даже не знала, как выглядят овцы, а сегодня в ее стаде — 250 голов.
Судьбоносное знакомство с лучшим овчаром страны
Ульяне Сулятицкой — 26 лет. Кудрявая девчонка из прикарпатского села Молодятин, которое расположено в 17 километрах от Коломыи (Ивано-Франковская область), выбрала дело своей жизни еще в 16 лет. Тогда Ульяна училась на парикмахера-визажиста — так хотели родители. Но тайком в свободное время девушка смотрела в интернете не новые техники парикмахерского искусства или визажа, а читала об овцах. Еще вчера эти животные были для нее какой-то тайной, милыми пушистыми друзьями из американских фильмов. Насмотревших их в детстве, Ульяна поняла, кем хотела бы стать, когда вырастет.
Понемногу девушка открывала для себя этот новый незнакомый мир.
— Мои родители никогда не держали скот, — делится с «КП в Украине» Ульяна Сулятицкая. — Мама — швея, папа – занимается ремонтом дорог. Они хотели, чтобы я работала парикмахером-визажистом в салоне и жила в свое удовольствие. Но мое удовольствие и их — это немного разные вещи. Конечно, 16-летней девочке никто бы не разрешил держать овец, это оставалось моей большой детской мечтой.
Ульяне повезло — увидев интерес девочки-подростка к овцам, ее познакомили с лучшим на сегодня пастухом и овчаром страны Василием Стефураком. Оказалось, что живет он в одном из соседних сел.
Горящие глаза девушки и ее стремление убедили Василия в том, что он нашел единомышленницу, которая так же бы хотела развивать овцеводство в стране. Решил помочь и купил Ульяне овец. Таким образом образовалось общее дело: Василий в нем скорее менеджер, Ульяна занимается всеми хозяйственными вопросами. Всем премудростям она уже училась сама — как стричь, как пасти, как помочь овцам рожать, выкармливала ягнят из бутылочки.
Новая мечта — племенной питомник
Овцеводство — давно забытое ремесло, которое им пришлось возрождать с нуля: овец сейчас почти никто не держит, а хорошие породы вовсе негде купить. Поэтому начинали с обычных карпатских.
— Кто бы мог подумать, но хобби переросло в профессию, и три года назад я начала зарабатывать на овцах, — улыбается Ульяна. — Мы даже вывели новую породу — еще не запатентовали. Шерсть этих овец не промокает — они могут нормально жить даже на заснеженных лугах. Хотя раньше у нас были большие проблемы с их содержанием в горных условиях.
В Карпатах, если кто и держал овец, то в основном ради шерсти, из которой делают покрывала, их здесь называют «ліжники», носки и кожухи. Такая живая овца весит 40 кг, если туша — то в два раза меньше. Поэтому ради мяса их не разводили.
С первой отары прибыли толком получить не удалось. Проект провалился, но Ульяна не сдалась. После карпатской породы решила попробовать разводить романовскую. У них нет специфического запаха, но мясо суховато — это «шубная» овца, которую также в основном держат ради шерсти.
— Потом решили «долить крови» — свести романовских овец и австрийского барана породы «мериноланд», — продолжает Ульяна. — Романовские овцы отличаются высокой рождаемостью, а мериноланды дают много мяса. Ягнята родились намного лучше — крепче и гуще шерсть, мяса намного больше. У нас есть баран, который весит 180 кг. И такому гибриду легче выжить в нашем климате — они могут полноценно существовать и рожать даже на снегу, шерсть не промокает. Раньше мы закупали австрийскую породу — они очень тяжело приживались у нас, из десяти баранов только один выживал. В Европе их держат на фермах, кормят сухими кормами. У нас же в горах — суровая зима, холодная весна, сырость, болото. Тепло только летом, но опять же — жара, много оводов и мух.
Со сбытом баранины проблем нет — как объяснила Ульяна, основные поставки идут в Арабские Эмираты и другие восточные страны. И они растут с каждым годом.
— В этом году экспорт баранины увеличился на 80%, — уверяет Ульяна. — Жители восточных стран едят на свои праздники только баранину, а закупать ее толком негде.
Но цель девушки — зарабатывать на продаже живых баранов. Последние несколько лет она уже их продает. Сначала раздавали бесплатно, чтобы люди могли улучшить свое поголовье. Сейчас — по символической цене 100 долларов. Если покупать барана в Европе, только животное обойдется в 700 евро, плюс расходы на таможне и границе — это еще 300-400 евро.Ульяна мечтает создать свой племенной питомник овец.
Весной приходят волки и медведи
Каждый день единственной в стране девушки-пастуха начинается в шесть утра и заканчивается в 11 вечера. Отпуска нет, да и с друзьями на выходные никуда не съездишь — ведь стадо не бросишь. У Василия — своих забот, связанных с работой фермы и сбытом продукции, полно, он часто в разъездах. Так что на хозяйстве — только Ульяна.
Отара — 250 овец, 27 коз, которых завели, чтобы было чем выкармливать ягнят — ведь овцы дают мало молока, и шесть собак.
— Собаки нужны для защиты стада от диких животных, — объясняет Ульяна. — В этом году у нас медведь 200 метров не дошел до электропастуха — это электроизгородь, за которой пасутся овцы. А в прошлом волки разорвали 19 овец. Тогда нас посреди ночи разбудило блеяние — овцы прорвали изгородь и пришли к дому. Такого раньше никогда не было. К утру мы нашли всех убитых волками овечек… Было больно, ведь каждую овцу мы знаем «в лицо», а у большинства из них даже свои имена — у нас есть Матильда, Кореш, Бублик, Зубр, Маруська. Они отзываются.
Летом у девушки днем меньше забот, пока отара пасется. Проходит «всего» километров десять вместе с животными. А вот зимой, когда идут в лес, где есть ежевичники, копытец, хвоя, которые любят овцы, — около 50 км. Кроме того, на ее плечах заготовка сена, обработка животных от паразитов, выкармливание ягнят и прочее. Но Ульяна на тяжелую работу не жалуется — ей она нравится.
— Я довольна — мечта маленькой девочки, которая хочет иметь ферму и жить там с животными, сбылась, — радуется Ульяна. -. Моя душа всегда лежала к работе на ферме, но я и предположить раньше не могла, что буду этим заниматься профессионально. Также плюс, что не приходится покидать семью, страну, годами не видеть родных, уезжая на заработки. Ну, а муж, если встретится достойный кандидат, должен будет согласиться с моим образом жизни. А если нет — я могу прекрасно жить и без супруга.